В Царское Село съехались потомки выпускников Императорского лицея
В октябре 2011 г. в Царское село из разных стран мира съехались потомки выпускников Императорского лицея. Приехавшая из Висбадена праправнучка Пушкина Клотильда фон Ринтелен по старой семейной привычке называет Царское – «цухаус», дом родной, и не скрывает эмоций. По немецкой линии младшей дочери поэта она еще и родственница императора Александра II. Вышедшие из стен лицея за всю его историю дипломаты, премьер-министры, государственные канцлеры не смогли превзойти в славе одного единственного лицеиста. Даже о знаменитых лицейских профессорах здесь упоминают потому, что они когда-то поставили «двойку» самому Пушкину. «Однажды профессор математики Карцев вызвал Пушкина к доске, и тот долго не мог решить какую-то задачу. "Чему же равняется икс?", – спросил профессор Карцев. "Нулю", – ответил, улыбнувшись, Пушкин. "Садитесь, Пушкин, в моем классе у вас все кончается нулем. Садитесь и пишите стихи"». Лицей был инновационным учебным заведением. Здесь не было телесных наказаний, привычных учебников и, несмотря на элитарность, особо роскошных условий. Конторка, железная кровать, рукомойник – по меркам XIX в. лицей казался монастырем. Он был соединен с дворцом «коридором власти» – переходом, по которому император захаживал в лицей. Лицей ставил грандиозную задачу – воспитать личность, призванную служить обществу. И он сумел ее осуществить. В 1843 г. Лицей из Царского села переехал в Петербург. Через сто лет после первого выпуска он прекратил свое существование. В 1925 г. было сфабриковано "лицейское дело", по которому были расстреляны 38 человек. Остальные попали на Соловки. Лицеисты стали скрывать то, что они когда-то учились в лицее. Большая их часть эмигрировала – около 700 человек. Рассеяна была и знаменитая библиотека Царскосельского лицея, в которой в числе прочих были книги, приобретенные еще Екатериной Второй. После революции большая часть книг была направлена в новообразованный Уральский университет. Считается, что именно библиотека сыграла ключевую роль в образовании юношей, которые, как было написано в уставе лицея, были предназначены «к важным частям службы государственной».