Воскресенье, 19.05.2024, 19:41

Rossica

Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Блог

Главная » 2011 » Октябрь » 13 » Историки о себе и об истории
15:31
Историки о себе и об истории

Уроки ремесла: из истории советской исторической науки



  Интересный проект осуществляет Центр истории исторического знания ИВИ РАН «Уроки ремесла», который может быть назван и как «Историки о себе и об истории». В 2009 г. организаторы провели круглый стол «Трансформации исторических сообществ», на котором состоялся разговор о  том, что произошло в исторической науке за последние двадцать лет.

  «Уроки ремесла»  это осознанная рефлексия современного цеха историков по отношению к своим предшественникам. При этом в качестве первостепенных отобраны вопросы кто, как, когда и почему фиксирует и передается историческое знание; почему именно эти люди, как происходит их социальный отбор, какие детерминанты определяют профессиональный и гражданский выбор историка и др.

  Задача проекта - определить через индивидуальный, уникальный опыт наших старших коллег основы консолидации историков в России в профессиональное сообщество. Важными представляются и проблемы формирования личности историка (что предопределяет выбор профессии), а также динамика и детерминанты развития его научных интересов.

  Проект «Уроки ремесла» основан на методе устной истории, который был популярен в США в 40-е гг. ХХ в. в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда. Значительную роль в развитии метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого» («The Voice of the Past: Oral History», 1977). В России одним из первых устных историков можно считать доц. филологического факультета МГУ В. Д. Дувакина (1909—1982), который делал свои записи, беседуя с людьми, знавшими В. В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную плёнку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. Примером научно-исследовательской работы в области устной истории является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта А. В. Драбкина «Я помню» и серии книг «Я дрался…» [1] .

  Сейчас методом устной истории пользуются исследователи всего мира. Активно действует Международная ассоциация устной истории. Интерес научного сообщества к устной истории обусловлен возможностями межпредметного подхода в процессе анализа и интерпретации интервью. Здесь возможно взаимодействие социологов, психологов, лингвистов, историков. В России действуют несколько центров устной истории – в Москве, Санкт-ПетербургеПетрозаводскеВоронежеНовосибирскеОмске.

Просмотров: 1690 | Добавил: vataga | Теги: история и историки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 vataga  
0
Советская историческая наука

Советская историческая наука нового и новейшего времени, сформированная в 1930-1950-х годах и представлена работами М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова, П. М. Третьякова, Б. Д. Грекова, В. В. Мавродин и других, смягчала тезис о норманнский влияние на развитие славянства, подчеркивая местные корни Российской (правильно надо – Древнерусского) государства. Основания для таких акцентов появились в 1901 г., когда В. В. Хвойка сделал доклад на XI Археологическом съезде об открытой им в конце XIX в. (Около украинский с.Триполье) до неизвестную древнюю культуру. По своей красоте вещи из раскопок Хвойки не уступали древнегреческим. Это породило ряд гипотез относительно прямой связи Балкан с культурой Поднепровья, названной позднее Трипольской.

Однако археологические находки рассматривались в отрыве от топографии найденных позже трипольских поселений. Поэтому полноценного комплексного осмысления роли Трипольской культуры в развитии Западной и Восточной Европы и вообще всей мировой цивилизации осуществлено не было. Сейчас жаловаться на нехватку артефактов, непосредственно касающихся упомянутой проблемы, нельзя, – их хоть отбавляй, однако дальше риторических вопросов и гипотез о происхождении Трипольской культуры и ее внезапного исчезновения дело в современной официальной науке не идет. Выводы археологических и исторических исследований нередко до сих пор делаются без привлечения студий смежных специалистов – этнографов, культурологов, архитекторов и других, которые вполне способны помочь найти связь Триполье с общецивилизационный процессами.

Все это обуславливает, в частности, нехватку сведений о Триполье в мировой науке и в популярных изданиях. Например, эта культура даже не упоминается в новых западных энциклопедиях «Исчезнувшие цивилизации» и «Всемирная иллюстрированная история» (эти энциклопедии изданы в переводе в 90-е годы XX века московским издательством «Терра»). Несмотря на очевидную преемственность между трипольцами и славянами в территориальном расселении, культурных и градостроительных традициях и т.д., за рубежом генетическую связь между этими этносами или отрицается, или подвергается сомнению. Он отрицается даже украинскими учеными. Так, в «Древней истории Украины» утверждается, что «по этническому составу трипольцы были прафракийцямы». Или еще: «За тысячи лет, прошедших со времени существования Трипольской культуры, мимо нашу землю прошло много народов, не раз менялся состав населения. Украинский относятся к кругу славянских народов. А славяне появились на исторической арене значительно позже ».

Так возбуждено в приведенных цитатах проблема составляет неоспоримую актуальность для украиноведения, авторы данного сообщения намерены принять участие в обсуждении ее некоторых аспектов. Подходя к теме с позиций своих профессиональных интересов, то есть теории и истории градостроительства, они попытаются сравнить градостроительные традиции трипольцев и древних славян и отследить на этой основе генетическую наследственность упомянутых этносов – в том, разумеется, случае, если эта наследственность действительности является .

Относительно происхождения Трипольской культуры до сих пор существует несколько гипотез. Одни ученые считают, что она возникла на основе местной неолитической людей, другие – что ее корни нужно искать на Балканах или в Восточном Средиземноморье, третьи относят ее к первобытным индоевропейцев (арийцев), которые возникли на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Но все исследователи сходятся на том, что трипольцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством и создали в междуречье Днепра и Днестра много длительных родовых поселений площадью от нескольких до 200-300 гектаров. Рядом, в придунайских ландшафтах, существовала гумельницкой культура. По характеру своей хозяйственной деятельности и быта она была похожа на Трипольской и поддерживала с ней тесные хозяйственно-культурные связи (равно как и с племенами Днепро-Донецкой культуры). Все эти контакты родственных сообществ не могли, конечно, не сказаться на градостроительной деятельности трипольцев.

3 vataga  
0
Продолжение

Огромное значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.

Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831). Однако последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление.

Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну единственную науку - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Историческая мысль Востока в XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их форме.

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).

4. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.

Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), М.А. Барг и др.

В 50-е гг. Академия наук СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло уже более 10 томов.

2 vataga  
0
Продолжение

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер.

Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха.

Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи».

Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье (1796-1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства.

В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

1 vataga  
0
Этапы развития исторической науки

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания.

Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.

Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.

Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».

Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Имя *:
Email *:
Код *: