Воскресенье, 19.05.2024, 19:27

Rossica

Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Блог

Главная » 2011 » Август » 30 » К дискуссии об образовании российской государственности
13:49
К дискуссии об образовании российской государственности
Выдержки из статьи С. Черняховского "Ампутация истории. День российского флага"



  Рекомендую в качестве дополнительного материала к теме "Предмет, метод и периодизация истории государства и права России"

  Статья посвящена проблемам празднования 1150-летия Руси/России. По мнению организаторов празднества, точкой отсчёта истории российской государственности следует считать 862 г. Автор статьи с этим не согласен. Статья спорная и требует обсуждения.

<...> Сама по себе эта дата – это легендарное «призвание вярягов», Рюрика. На что призвали их – вопрос спорный. То ли на правление, то ли в качестве командиров наемных дружин. С очень большой натяжкой эту дату можно было бы признать датой обретения российской государственности – или просто Днем российской государственности. Хотя это и было бы неправильно.

Это можно было бы сделать потому, что это практически самая ранняя из относительно внятно известных нам дат писанной политической истории России и ее государственных учреждений, как предположительное рождение княжеской, то есть определенного вида - государственной власти России.

Это можно было бы сделать и в силу прежней традиции, когда еще на определенном этапе правления Рюриковичей эта дата была рубежом отсчета и России, и Российского государства – но именно в силу того, что это было начало правления правящей к названному времени династии. А традиция иногда может приниматься за основу и вне ее в полной мере рационального обоснования.

И это было бы неправильно также по ряду причин. Во-первых, потому, что странно считать датой собственной государственности дату призвания кого-то на правление. Если на правление призывают своего – то значит, есть то место, на которое можно призывать – и некие начала в практике и обычае, позволяющие это сделать. То есть – что данное начало государственности, данный институт – уже существует. Вообще, одно из главных отличий общества с государством от общества без государства – это наличие институализированной власти. При первом власть принадлежит институтам. При втором – людям, обладающим неформальным авторитетом. По легенде - Рюрика призывали после смерти предыдущего правителя (в одних вариантах – старейшины, в других - князя – Гостомысла). То есть институт, на который пригласили Рюрика – уже был. Следовательно - государственность уже была. Соответственно, в рамках этой версии – по некоторым данным пригласить Рюрика завещал сам Гостомысл, являвшийся его дедом.

Если следовать норманнской версии, то есть, что Рюрик был явный иноземец и не славянин – то это вообще некая утрата суверенитета, передача власти иноземному пришельцу. Кстати, по легенде – вскоре вызвавшему в народе бурное недовольство: через два года его власти народ против нее восстал, под предводительством Вадима Храброго. И народное выступление было жестоко подавлено Рюриком. Хорошее начало «обретения государственности». И если действительно в 862 г. призывали иноземцев (это как во время Смуты, когда бояре напризывали в страну поляков и шведом) – то странно отмечать день утраты суверенитета – как день основания государственности.

Дата призвания Рюрика – значима была только для Рюриковичей.

И в этом отношении – это лишь дата воцарения одной из династий – правда, правившей Россией большую частью истории, и династии, при которой Россия стала огромной и мощной державой<...>

<...>Кроме начала правления новой династии – в 862 г. в России в политико-институциональном и государственном плане ничего иного не произошло. <...>

Если, с какой-то точки зрения, еще можно спорить было ли государство в России до этой даты или нет (правда, в этом случае нужно считать, что его не было и позже - обычно вообще основателем древнерусского государства называют не Рюрика, а Олега, уже позже захватившего Киев, свергшего Аскольда и провозгласившего Киев «Матерью городов русских»), то уж говорить о зарождении Российской государственности лишь в 862 году - вообще значит красть столетия ее истории.

Не говоря о том, что на Ильменской земле до Рюрика правил Гостомысл, а до него – отец последнего, Боривой, много воевавший с вярягами и живший в начале 9 века, - по тем же временам известен князь Бравлин (рубеж 8-9 веков) совершавший поход на крымский Сурож вскоре после 787 года, где, кстати, принял христианство в храме святой Софии от архиепископа Филарета.

А А. Шахматов отмечал создание в Киеве уже на двадцать лет раньше призвания варягов, в 840-м году «нового русского государства» - нового, то есть ранее было еще и «старое».

Сами Гостомысл и Боривой были потомками чуть ли не в девятом колене князя Вандала, правившего в Велиграде сына князя Словена Старого, подчинившего себе земли «от моря до моря» и основавший Новый город на Мутной реке. Летопись называет его и его отца «мудрым законодателем и счастливым полководцем» - то есть уже при них можно видеть явные черты даже не зарождающейся, а существующей российской государственной системы, раз было уже и законодательство. И оно было за девять колен не то что до Рюрика – а до Боривоя и Гостомысла, то есть – минимум за сто пятьдесят лет до начала 9 века, условно – не позднее 650-ого года нашей эры.

Если исходить из археологически подтвержденной даты основания Киева в конце 5 века, то его основатель по легенде – Кий, должен был жить и править им именно в это время. И, по польским данным 15 века (Ян Длугош) основанным на не сохранившихся древнерусским летописям: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру». То есть была династия, правившая Русью четыре века еще до Рюриковичей (в полтора раза дольше Романовых). А династическое правление – уже есть элемент государственности, пусть и зарождающейся.

Михаил Ломоносов же и его последователи находили зачатки русской государственности чуть ли не в Боспорском царстве, а потом – в т.н. «северных архонтствах» ранней Византии – славянский княжествах севернее Дуная и Северного Причерноморья 6-7 веков. Конечно, все это можно оспаривать, как и все данные легенд и ранних летописей – но с не меньшим основанием можно оспорить и все данные, касающиеся призвания в 862 году варягов и их князей.

И, во всяком случае. фактом является как существование славянских «северных архонств», неподвластных Византии, так и тем более первого протогосударственного образования эллинизированных славян (с примесью, по легенде, существенного элемента готов), южнее среднего течения Днепра в период 2-ого и по 4-й века (Черняховская культура). Разгромленное нашествием гуннов на рубеже 4-5 веков, именно оно, скорее всего, в своих остатках дало начало основанию Киева к концу пятого века.

То есть, если о дате утверждения русской государственности еще и можно спорить, хотя если Словена Старого как и Вандала называли «мудрыми законодателями», то при них (самое позднее – середина 7-века) ее уже можно считать существовавшей, а ее зарождение нужно относить уж никак не к 862 году. А, самое позднее – ко времени между 2-м и 4-м веками. <...>


Просмотров: 694 | Добавил: vataga | Теги: норманнская проблема, древняя Русь, истоки русской государственности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 vataga  
0
Шмурло Е.Ф. Возникновение и образование Русского государства (862-1462)

Главная,итоговая работа выдающегося русского историка Евгения Францевича Шмурло (1853-1934)

Имя *:
Email *:
Код *: