Становление и развитие абсолютизма в России (конец XVII – XVIII в.)
1. Окончательное утверждение абсолютистского правления – первая четверть XVIII века. При Петре I происходит коренная ломка всей структуры государственных учреждений, характерных для сословной монархии. В 1711 г. прекращает деятельность Боярская дума. Достигнута высшая степень государственной централизации. Власть монарха закреплена в законах. Итог централизации и роста военно-политического могущества – провозглашение империи (1721 г.). Империя – политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти разнородные этно-национальные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия – колония, центр – провинции, центр – окраины. Идеологическая основа – «просвещенный абсолютизм». Сословные реформы Петра I и Екатерины II существенно изменяют правовой статус привилегированных слоев общества. Указом 1714 г. поместные дворянские и вотчинные боярские земли полностью приравнены друг другу. Начат процесс создания единого дворянского сословия. Отменены чины (окольничий, боярин). Дворяне с пятнадцатилетнего возраста определяются на службу в гвардию. Духовенство поставлено под контроль государства. По регламенту Главного магистрата (1721 г.) население городов поделено на регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные граждане (банкиры, купцы, городская интеллигенция, ювелиры, иконописцы и др.) имеют привилегии. Крепостное право ужесточено. Контроль над крестьянским имуществом полностью переходит к помещикам. Ликвидировано холопство. При Екатерине II в 1771 г. запрещено принимать на службу лиц податных сословий. Исключительно из дворян формируется чиновничество. Жалованная грамота дворянству 1785 г. подтверждает и расширяет привилегии. Дворяне освобождаются от обязательной службы, получают право на пахотную землю и недра, торговлю, открытие фабрик и разработку ископаемых, освобождаются от податей, повинностей, телесных наказаний. Созданы уездные и губернские дворянские собрания как органы сословного самоуправления. Избираются уездные и губернские дворянские собрания. • настоящие городские обыватели (владельцы недвижимости в черте города); • купцы трех гильдий; • ремесленники; • иностранцы и иногородние; • именитые граждане; • остальное посадское население.
2. При Петре I вместо ликвидированных Боярской думы, приказов, контор, комиссий и канцелярий создана система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии – в центре; губернаторы, воеводы, комиссары и др. – на местах. Табель о рангах 1722 г. знаменует начало формированию иерархии служилых чинов. Главная цель всех реформ – достижение военно-морского могу-щества государства. В итоге создано «прямое регулярное войско» на основе ежегодного рекрутского набора. Система органов государственной власти и управления: Сенат (1711 г.) – высший правительственный орган, направляю-щий деятельность центральных и местных учреждений. Действует под строгим контролем монарха. 9 членов. Глава Сената – генерал-прокурор, с 1722 г. имеет право законодательной инициативы. Коллегии: иностранных дел, военная, адмиралтейская, камер- (сбор доходов), штатс-контор- (расходы), юстиц-, коммерц-, берг-, ма-нуфактур-, вотчинная. Рангом коллегии обладают также Синод, Главный магистрат, Преображенский приказ. Коллегии ведают порученной им отраслью на всей территории государства. Состав коллегии: президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и один советник или асессор из иностранцев. Система местных государственных учреждений: вся полнота власти сосредоточивается у губернатора. Провинции возглавляют воеводы, дистрикты (округа) – земские комиссары. Губернские надворные суды, городские и уездные нижние суды (1719 – 1722 гг.) – неудачная попытка воплощения идеи разделения судебной и административной властей. На деле судебные присутствия возглавляют губернаторы, вице-губернаторы и воеводы. В 1718 г. во всех городах созданы должности полицмейстеров. Аппарат: канцелярии полицмейстерских дел, старосты улиц и выборные десятские. Государственные нововведения Екатерины II: Императорский совет – высший орган, стоявший над Сенатом (создан Петром III в 1762 г.), заменен на Совет при Высочайшем дворе (состав: руководители центральных органов управления). Число коллегий сокращено до трех (иностранных дел, военная, адмиралтейская). Упразднены автономии Украины, Войска Донского, Прибал-тики. В результате реформы 1775 г. складывается единообразная система местных государственных учреждений. Вместо 23 больших губерний создано 50 меньших по размеру. Кроме губернатора, учреждена должность генерал-губернатора или наместника для группы из 2 – 3 губерний или наместничества. Губернское правление включает Казенную палату (промышленность, сбор налогов, подряды, постройки), Приказ общественного призрения (школы и больницы), сословные учреждения – Верхний земский суд (для дворян), Губернский магистрат (для горожан), Верхняя расправа (для государственных крестьян), Совестный суд (примирение тяжущихся с помощью назначенных посредников). Города становятся особыми административными единицами с городничими (комендантами), в Санкт-Петербурге и Москве – обер-полицмейстеры. Для судебных дел предназначен Городовой магист-рат (Ратуша) и Словесный суд (для торговых дел). Уездный земский исправник имеет в своем подчинении Ниж-ний земский суд (судебные дела не ведет, исключительно администра-тивное, полицейское учреждение). Земские суды находятся в ведении Уездного суда (для дворян). Для вольных сельских жителей – Нижняя расправа.
3. При Петре I законодательная деятельность полностью перехо-дит к монарху. Получает распространение теория «общего блага», суть которой – никто лучше монарха не понимает интересы и нужды подданных. Новые акты: Воинские артикулы (1716 г.), Краткое изображение процессов (1716 г.), Морской устав (1720 г.), Регламент Главного магистрата (1721 г.) и др. Некоторые из них имеют значение кодексов. При преемниках Петра –манифесты, указы и т.д. До царствования Екатерины II созвано 8 законодательных комиссий. В 1767 – 1771 гг. работают кодификационная (Уложенная) и специальные (частные) комиссии, собравшие и систематизировавшие огромный законодательный материал. Однако уложение не разработано. Право собственности. Петр I запрещает всякие операции с не-движимостью (Указ 1714 г., отменен в 1730 г.). Цель недопущения дробления собственности – упорядочение платежей в казну. Наследо-вать недвижимость имеет право один сын. Укрепляется система государственных монополий. В 1721 г. разрешена покупка населенных деревень для промышленных предприятий. Указ 1724 г. предписывает создание компаний с долевым участием собственников. Понятие «собственность» введено Екатериной II. Генеральное межевание (начато в 1754 г.) – закрепление земли в собственность за дворянством. Дворянам разрешено иметь в собственности и разрабатывать недра земли. Отменено право частновладельческих крестьян на наследование земельных наделов без разрешения волостной общины. Обязательственное право. Письменная сделка – обязательна. Установлена «крепостная» форма с регистрацией договора в государственных органах. Начат процесс отделения обязательства от лица. Запрещено взимание процентов по займам. Распространены договоры доверенности, подряда и поставки, товариществ. При Екатерине II заключенный договор подлежит обязательному исполнению. Запрещены договоры между супругами. Семейно-наследственное право. При Петре I начинают издаваться гражданские законы, регламентирующие отдельные стороны брачных отношений (запрет жениться неучам, основания к разводу, ужесточение семейной дисциплины). Запрещено насильственное заключение браков против воли детей. Ограничена воля завещателя. Екатерина II в 1775 г. отменяет обручение как специальный договор. Упорядочен перечень оснований к разводу. Утвержден принцип раздельности имущества супругов и детей. Восстановлена свобода завещания, но не для родового имущества. Уголовное право. При Петре I используются термины «преступление» и «проступок» (нарушение закона). Специальные определения: злодейство, кража, бунт, разбой и др. Допускаются аналогии. Устав благочиния 1762 г. разграничивает проступки (полицейские нарушения) и уголовные преступления. Формируются понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Для наказания необходимо наличие умысла. В Петровскую эпоху все наказания делятся на государственные и партикулярные (против частных лиц). Наказания – бессистемны. Цель– физическое устранение преступника. Система наказаний: отсечение головы, сожжение, четвертование, повешение, сажание на колья и спицы, протыкание языка, ссылка на галеры, расстрел, лишение свободы, штрафы. Императрица Елизавета указами 40 – 50-х гг. приостанавливает применение смертной казни. Цель наказания при Екатерине II – исправление. Провозглашен принцип презумпции невиновности. Судебный процесс. Указ 1697 г. отменяет свидетельские показа-ния и очные ставки в судах. Главное внимание уделяется розыску и допросам, в том числе с применением пыток. Ведение дел «адвокатами» допущено с 1716 г. (за исключением розыскных дел). Система доказательств по «Краткому изображению процессов»: признание, свидетельские показания, письменные доводы, присяга. Формальность системы доказательств– значение и сила доказательств заранее закреплены в законе. При Екатерине II суд становится официально сословным. Получает развитие институт заседателей. За соблюдением законов в судах наблюдают прокуроры. Разделено рассмотрение гражданских и уголовных дел.
|