Тема 19. Государство и право Российской Федерации (1991 г. – по настоящее время)
1. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». В декабре 1991 г. Российская Федерация провозглашена правопреемницей союзного государства. 31 марта 1991 г. после длительных дискуссий и переговоров субъекты РФ, за исключением Чеченской Республики и Татарстана, подписывают Федеративный договор. Высшими органами государственной власти в РФ становятся Съезды народных депутатов; в ряде республик России продолжают действовать Верховные Советы. Указом Президента от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ» Съезд народных депутатов и Верховный Совет ликвидированы. В октябре 1993 г. ликвидируется система советов. Выполнение функций местных советов возложено на местную администрацию. Процесс реформирования представительных органов завершен в декабре 1993 г. Законодательным органом РФ становится парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат: верхней – Совет Федерации и нижней – Государственной Думы. С мая 1991 г. в России учреждены посты Президента и вице-президента (упразднен в октябре 1993 г.). Президент – глава исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров, правительство подотчетно президенту. В субъекты Российской Федерации назначаются представители Президента, подчиняющиеся непосредственно ему и несущие перед ним персональную ответ-ственность. После 12 декабря 1993 г. РФ по форме правления становится президентской республикой. Президент получает возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, отставки правительства. Высший орган исполнительной власти - Правительство Российской Федерации. В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти – министерства, комитеты, службы, управления, агентства и др. В 2004 г. была создана трехуровневая структура федеральных органов власти: министерство – служба - агентство. Функции по выработке государственной политики и норма-тивно-правовому регулированию сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора – в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – в федеральных агентствах. В 2008 г. упразднены государственные комитеты. Другие реформы государственного управления в 2000-2008 гг.: - создание семи федеральных округов и введение института пол-номочных представителей Президента РФ в федеральных округах; - изменение порядка формирования Совета Федерации, из состава которого выведены все руководители российских регионов; - создание Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. Государственного совета РФ – важного совещательного органа при Президенте РФ без властных полномочий; - утверждение нового порядка избрания губернаторов (кандидатуры губернаторов и президентов национальных республик Президент РФ представляет для утверждения законодательным собраниям субъектов Российской Федерации); - принятие Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной службе Российской Федерации» (цель – улучшение качества государственного управления, повышение престижа государственной службы); - установление принципов организации местного управления в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 г. (Федеральный закон РФ от 6 октября «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации»); - принятие Государственной Думой нового закона об избрании высшего законодательного органа страны (отмена 20%-ного порога явки избирателей). Для усиления общественного контроля за деятельностью органов власти был принят Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации». На общественную палату возложена экспертиза законопроектов, поступающих в Государственную Думу, общественный контроль деятельности Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Военная реформа. Одно из основных направлений - переход от четырехзвенной системы управления «военный округ - армия - дивизия – полк» к трёхзвенной «военный округ - оперативное командование - бригада». Количество воинских частей, военных медицинских учреждений и военных вузов планируется сократить. Вместо шести оставлено четыре военных округа. Основной боевой единицей вместо дивизии становится бригада. Конституционный суд РФ – орган судебной власти, рассматривающий дела о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики, а также дающий заключения по определенным вопросам. Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ» (1994 г.) сохраняет принцип сменяемости судей, но срок их полномочий определен в 12 лет. В 1995 г. все арбитражные суды в России объявлены федеральными. Структура арбитражных судов: Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды членов РФ. Вводится институт присяжных заседателей в краевом, област-ном, городском суде. С 1993 г. судьи федеральных судов назначаются Президентом РФ, а Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ – Советом Федерации по представлению Президента. Конституционным законом «О судебной системе РФ», введенным в действие с 1 января 1997 г., установлены две системы судов – федеральных и субъектов Федерации. К судам членов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. 2. По Конституции РФ 1993 г. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Основу жизнедеятельности государства определяет волеизъявление многонационального народа (через органы власти, местное самоуправление, референдумы, свободные выборы). Республики имеют право на собственную конституцию; края и области – на устав. Конституция устанавливает приоритет Основного закона для субъектов Российской Федерации. Федеральное собрание в центре и законодательные собрания, думы в субъектах Российской Федерации составляют структуру представительных органов власти. Президент и Правительство РФ, президенты и правительства республик, главы администраций, губернаторы и мэры – исполнительную структуру власти. Широкие полномочия Президента России, дающие ему право утверждения или право «вето» законодательных актов, принимаемых в Федеральном Собрании, непосредственная подчиненность Президенту Правительства, ведущих министерств и ведомств, конституционное право на издание указов, регулирующих многие важные области жизни страны, дают основание говорить об отнесении Российской Федерации к числу президентских республик. В конституции заключен принцип разделения властей, к которым, наряду с законодательной и исполнительной, относится и судебная система страны. На федеральном уровне она представлена Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом Российской Федерации. В 2009 г. в Конституцию РФ внесены поправки: - изменен срок полномочий Президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличен с четырех до шести лет; - изменен срок полномочий депутата Государственной Думы, увеличен с четырех до пяти лет; - повышена ответственность кабинета министров, правительство России обязано ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной Думой. 3. Развитие права с начала 90-х гг. характеризуется коренными изменениями в правовой системе, ставшими следствием демократиче-ского переустройства общества и перехода к рынку. В процессе кодификационной работы приняты Гражданский, Гражданско-процессуальный, Трудовой, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Жилищный, Семейный, Арбитражный процессуальный, Земельный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, а также кодексы торгового море-плавания и внутреннего водного транспорта. Гражданское право. Новый Гражданский кодекс разработан и принят (с 1994 г.) по частям. Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. и состоит из трех разделов (разнообразные общие положения, нормы о вещных правах, общие положения об обязательствах и договорах). Вторая часть введена в действие с 1 марта 1996 г. (отдельные виды обязательств). Третья часть введена в действие с 1 марта 2006 г. (положения наследственного права и международного частного права). Четвертой частью, введенной в действие с 1 января 2008 г., регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности. В современном гражданском праве России возрождены частно-правовые начала в гражданско-правовом регулировании, охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, особое предпринимательское право. Закреплены система новых понятий, норм и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, в том числе принципы, связанные с признанием равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты. Определенные виды гражданско-правовых отношений регулируются специальными законодательными актами. Так, в соответствии с предусмотренными в ГК положениями приняты федеральные законы: от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»; от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряд других. Финансовое право стало регулировать те финансовые отношения, которые формируются в частном и корпоративном секторах. Система рыночных отношений полностью заменила административно-хозяйственную систему. Предметом финансового права стали отношения по поводу правового обеспечения расширенного воспроизводства финансовых ресурсов и финансового капитала в интересах цивилизационного развития страны. Налоговое право. После введения в действие Налогового кодекса РФ отношения по обеспечению исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений, регулируемых налоговым правом. Налоговое законодательство стало одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Налоговое право России направлено на установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, иных субъектов налоговых отношений, регулирование порядка проведения налогового контроля, пресечение налоговых правоотношений, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства. Жилищное право. В 2004 г. был принят пакет законодательных актов об ипотечном кредитовании, формировании рынка доступного жилья для российских граждан, долевом участии в строительстве жилых помещений и жилищно-накопительных кооперативов, с вступлением в силу которых в Российской Федерации стало действовать новое жилищное законодательство. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ. Семейное право. Процесс совершенствования отрасли права начат в 1994 г. внесением изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР и завершен принятием Семейного кодекса РФ (1995 г.). В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени и отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, раннее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) - принципиально новой форме устройства на воспи-тание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем произошло некоторое снижение гарантий защиты прав несо-вершеннолетних в отдельных положениях нового Семейного Кодекса. Это касается вопросов о брачном возрасте и о размере алиментов, взыскиваемых на несовершен-нолетних детей в судебном порядке. Допускается возможность снижения законами субъектов Российской Федерации брачного возраста ниже 16 лет. При сохранении прежнего размера алиментов в долях по отношению к доходам родителя — на одно-го ребенка 1/4 и т.д., допускается безграничное уменьшение этих долей по усмотре-нию суда «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслу-живающих внимания обстоятельств». Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гра-жданам, упорядочен процесс усыновления и предусмотрены необходимые гарантии соблюдения и охраны прав и интересов детей, передаваемых на усыновление, а так-же приоритетное право на усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Кодекс повышает правовой статус детей в семье, фиксирует раз-дельность имущества детей и родителей. Супругам при заключении брака предоставлена возможность носить двойные фамилии. Предусмотрено заключение брачного договора или контракта. Трудовое право. Преобразования в трудовом праве были проведены в два этапа. Вначале в Кодекс законов о труде РФ внесены изменения и дополнения Законом РФ от 25 сентября 1992 г. и Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 г., отражающие существенные изменения в содержании трудовых отношений и в правовом положении его субъектов в связи с внедрением новых форм собственности и методов хозяйствования, а также формированием рынка труда. КЗоТ был пополнен статьями о свободе труда, свободе трудового договора, дополнительных гарантиях для лиц, испытывающих трудности в поступлении на работу. Вместе с тем трудовое законодательство не до конца соответствовало реалиям современных трудовых отношений. В 2001 г. был издан и с 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс РФ. Кодекс устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закреплены правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомни-ков, вахтовиков и др.). Кодекс ввел запрет на увольнение во время бо-лезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания. В 2006 г. в Кодекс внесены существенные изменения и дополне-ния (нормы Кодекса распространены на иностранных граждан и лиц без гражданства, не распространяются на военнослужащих, индивидуальные предприниматели получили право вести трудовые книжки, принудительным трудом стал признаваться труд под угрозой применения и с применением наказания, и др.). Уголовное право. В 1993 г. из видов наказания исключено условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка. Сокращено количество составов преступлений, предусматривавших применение смертной казни. В порядке помилования смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок до 25 лет или пожизненно. Система наказаний - ограничение свободы, арест, обязательные работы, штраф. Федеральным законом от 1 июня 1994 г. гражданам предоставлено право на необходимую оборону с причинением любого вреда посягающему. От уголовной ответственности освобождены супруги и близкие родственники преступников, а также священники, знавшие и не донесшие о готовящемся или несовершенном преступлении. В 1996 г. принят Уголовный кодекс РФ, расширяющий круг об-стоятельств, исключающих преступность деяний; содержащий специ-альные разделы, посвященные уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера, а также предусматривающий систему наказаний. Гражданско-процессуальное право. Специфика изменений – ускорение судебного разбирательства и расширение принципа состязательности и равноправия сторон. В связи с этим судьям предоставлено право единоличного рас-смотрения некоторых категорий дел. В 1996 г. суд освобожден от сбора доказательств. Компетенция суда: разрешение дела по существу, определение обстоятельств, имеющих значение для дела и соответственно подлежащих доказыванию, а также содействие в собирании доказательств по ходатайству сторон. С принятием Закона «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.) возрожден принцип апелляционного производства. Уголовно-процессуальное право. Провозглашена состязатель-ность процесса. Уточнено и расширено право граждан на пользование услугами защитника. Указом Президента «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» (1994 г.) срок задержания лиц, подозреваемых в указанных преступлениях, установлен до 30 суток. Разрешено использовать данные предварительной экспертизы и оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств. Экологическое право. Изменения в экологическом праве нашли наиболее яркое отражение в Водном и Лесном кодексах 2006 г. Это – резкий уклон в сторону замены административно-правовых инструментов гражданско-правовыми, т.е. введение договорных отношений при пользовании отдельными видами природных ресурсов и объектов вместо разрешительных порядков. В принципе такая практика отклоняется от общепризнанных в мире порядков. Важное значение для дальнейшего развития экологического права имело принятие федеральных законов «О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов», «О переводе земель и ли земельных участков из одной категории в другую», Градостроительного кодекса РФ, глав о земельном, водном и горном налогах, налоге на пользование животным миром НК РФ.
|