1. История государства и права России находится на стыке исторических и
правоведческих дисциплин. Как часть
Отечественной истории она исследует возникновение и развитие политических и
правовых институтов, а как наука
юридическая охватывает эволюцию всех аспектов права, предоставляя обширный
аналитический материал для исторических и правовых дисциплин.
Разница между историей государства и права и теорией государства
и права состоит в том, что первая изучает историческое развитие государственных
и правовых институтов с выявлением их специфики, а вторая – преимущественно
общие закономерности их развития. Таким образом, каждая наука рассматривает
одни и те же объекты под разным углом зрения и с различной степенью
систематичности и обобщения, но тесная взаимосвязь их очевидна.
История государства и права России имеет собственные объекты
исследования, отличающие ее как историческую дисциплину, приспособленную для
нужд юристов. Она изучает как важнейшие тенденции развития, так и отдельные
факты, события отечественной государственности, ее национальные черты и
особенности, этапы, эволюцию структур, институтов и механизмов государственной
власти, значение и место каждой отрасли государственного управления, характер
их взаимодействия, а также историю складывания правовых норм, институтов, кодификаций
и идей, юридический быт и правовую культуру народов России. Научный арсенал
дисциплины способствует систематизированному и комплексному исследованию
истории государства и права как цельного, взаимообусловленного объекта.
2. Главным методом изучения истории государства и права России служит
сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить общее и особенное в
развитии государства и права в разные исторические эпохи. Основная
методологическая предпосылка курса – историческая преемственность, которая
позволяет доказательно представить непрерывность развития государственности и
правовой системы России, необходимость рационального использования накопленных
за века традиций.
Длительное время в исторической науке господствовала субъективистская
или объективно-идеалистическая методология. Представления о божественном
происхождении государственной власти и права сегодня не могут удовлетворить
серьезных исследователей. Не лишена недостатков и марксистская методология,
основывающаяся на формационном подходе в познании и объяснении истории.
В последние годы чаще используется методология цивилизационного
подхода, ориентирующая на познание истории общества с учетом специфики страны,
распространяется представление об истории как многолинейном и многовариантном
процессе. Цивилизационный подход отводит достойную роль в историческом процессе
человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В связи с
этим правовая культура как неразрывная часть культуры народа имеет важное
значение для характеристики и оценки определенного типа цивилизации. То же
относится к характеру государства, специфике государственного управления,
особенностям проведения реформ в области властных структур и т.д.
Происходят изменения в методологическом мировоззрении: переход
к новому правопониманию, связанный с отказом от взгляда на право как на
творение государства и инструмент его политики. Предпринимаются попытки
положить в основу государствопонимания разграничение государства и гражданского
общества и концепцию правовой государственности.
Периодизация курса истории государства и права учитывает существенные
изменения в функционировании политического уклада России и соответствующих ему
правовых нормах. Отечественная история государства и права включает в качестве
исходного период Древней Руси (IX – XII вв.) и завершается периодом Российской
Федерации как независимого демократического государства (1991– по настоящее
время).
3. Начало изучения истории государства и права России относится к XVIII в.
Отдельные элементы исследования государственных и правовых
феноменов России содержались в трудах А.И. Манкиева, Ф. Прокоповича, П.П.
Шафирова.
Родоначальник Отечественной исторической науки В.Н. Татищев
первым исследовал этапы складывания русской государственности, а также
предпринял изучение уникальных письменных источников права (тексты «Русской
Правды» и Судебника 1556 г.). Вслед за Татищевым историю российского
государства изучали И.Н. Болтин, И.И. Новиков, М.М. Щербатов, следуя принципу
отождествления истории страны с историей государства, самодержавия.
Ряд важных историко-правовых проблем (развитие
собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и др.) исследовал
первый русский профессор юридического факультета Московского университета С.Е.
Десницкий.
В начале XIX в. фундаментальное историческое исследование
предпринял Н.М. Карамзин, создавший 12-томную «Историю государства
Российского». Карамзин впервые применил сравнительно-исторический метод,
установив соответствие удельной системы феодальной Руси
социально-экономическому устройству средневековой Западной Европы. Образование
единого Русского государства Карамзин считал новой ступенью в развитии страны.
Исторические концепции, выдвинутые Карамзиным, были официально
поддержаны правительством. Позднее их развивали сторонники теории официальной
народности М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, К.Н. Бестужев-Рюмин, Д.И. Иловайский.
Представителями либерального направления в историографии истории государства и
права России были Т.Н. Грановский и С. М. Соловьев. Основателями школы
государственности («юридической школы») стали Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.И.
Сергеевич, А.Д. Градовский, И.И. Дитятин и др. Находившиеся под влиянием этой
школы В.О. Ключевский и П.Н. Милюков осуществили сбор и научную систематизацию
большого фактического материала по истории государства и права. Процесс
зарождения и эволюционного развития самодержавного, абсолютистского государства
в сторону конституционного, правового государства исследовали Н.И. Лазаревский,
В.М. Гессен, С.А. Корф, Б.Ю. Нольде и др. В конце XIX – начале ХХ в.
исследование «внешней» истории права, т.е. истории кодификаций, создания
основных форм права провели В.Н. Латкин и А.Н. Филиппов.
Содержательный вклад в историю государства и права России
внесли представители так называемого «евразийства» Г. Вернадский, Г.
Флоровский, И. Алексеев, определявшие Россию-Евразию как особый культурный мир
со свойственными только ему чертами государства и права.
Советская историография, у истоков которой стоит М.Н. Покровский,
весьма противоречива. С одной стороны, она характеризуется значительным объемом
исследований по проблемам истории государства и права, а также работами,
содержащими солидный фактический материал по истории отдельных отраслей
государственного управления и права. С другой стороны, здесь отсутствуют
обобщающие труды, а оценка объекта исследования дается исключительно с
марксистских позиций.
В 90-х гг. ХХ в. в исследовании проблем истории
государства и права России происходят позитивные перемены (исследования с позиций
объективизма, выявление специфики России и ее места в контексте мировой
цивилизации, использование в историко-правовых исследованиях достижений
передовой научной мысли в области теории государства и права). Современная
историография опирается на три основных направления исследований: политическая
история России, преобразования в системе органов власти, государственного
управления и суда, основные изменения в сфере права.