Вторник, 14.05.2024, 07:25

Rossica

Категории раздела
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций начала ХХ века
Государство и право России в период буржуазно-демократических революций начала ХХ века

  1. В конце XIX – начале ХХ в. российское государство приобретает новые черты. При сохранении старой формы государства, государственного устройства осуществляется модернизация: экономический рывок и некоторые преобразования в механизме управления страной. Противоречия ускоренного развития усугубляются неразрешенными противоречиями традиционного, феодального общества и многоукладной экономики. Обстановку в государстве обостряет различие интересов государства и общества, социальных групп и т.д. В праве происходит столкновение двух основных типов правовой культуры: средневекового и европеизированного («позитивного»).
  Серьезное воздействие на государственную власть оказывает быстро развивающийся рынок. Государство стремится проводить политику, учитывающую интересы всех сословий. Для характеристики государства этого периода более привлекательно использовать термин «неоабсолютизм».
  Крупные изменения в государственном устройстве России происходят в 1905 г. под влиянием революционных выступлений. 17 октября 1905 г. опубликован Манифест «Об усовершенствовании Государственного порядка».



  Внесены изменения в основные законы, где скорректированы прерогативы монарха и сформулирована роль Государственной Думы.
  Функции Думы и обновленного Государственного Совета (верхней палаты): «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора».
  Выборы в Государственную Думу – куриальные и многоступенчатые. Император оставляет за собой право объявлять перерыв в работе Думы или распускать ее до истечения срока полномочий и назначать новые выборы. Созыв и функционирование Думы – крупный шаг на пути превращения России в конституционную монархию. Однако этот процесс не был завершен, и конституционной монархией в полном смысле этого слова Россия не становится.
  В годы первой мировой войны в российском государстве формируется система государственно-частных органов регулирования экономики (Земский и Городской союзы, военно-промышленные комитеты, особые совещания).

  2. Февральская революция по форме напоминает политический переворот. Важный юридический аспект – отречение самодержца. 2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной Думы сформировано Временное правительство. Другая ветвь власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, т.е. фактически двоевластие. Формально новый строй не провозглашен: объявлена подготовка к созыву Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования, «которое установит форму правления и конституцию страны».
  Созыв Государственного совещания (август 1917 г.), Демократического совещания и Предпарламента (сентябрь – октябрь 1917 г.) – попытка правительства выдать своеобразные «суррогаты» Учредительного собрания. 1 сентября 1917 г. Россия провозгла-шена республикой. 
  Высшие органы власти: Государственная Дума, Государственный Совет и Сенат. Функционируют старые министерства, особые совещания, военно-промышленные комитеты и Земгор. Новые органы отраслевого управления – министерства продовольствия, вероисповеданий, общественного призрения, труда, почт и телеграфов, Главный экономический комитет и Экономический совет. Важная особенность: сохранившийся старый государственный аппарат работает намного эффективнее новых учреждений. 6 октября Дума и Государственный Совет распущены. 
  Советы – форма самоорганизации определенных групп населения для отстаивания своих интересов. Единой советской организации не существует. Советы избираются открытым голосованием по производственно-территориальному принципу. Крестьянские советы избираются по территориальному принципу. Советы – многопартийные органы. В середине 1917 г. формируется два советских центра: Исполком крестьянских Советов (май 1917 г.) и Всероссийский ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.).
  Создается милиция. В марте 1917 г. образовано Юридическое совещание (ведет разработку нового уголовного кодекса, проекта организации временной исполнительной власти во главе с президентом) – промежуточная инстанция между правительством и министерствами, в которых создаются новые законопроекты.
Аппарат управления на местах: земские и городские органы самоуправления, общественные комитеты.
  Судебная система: ликвидируются особые присутствия, военно-полевые суды, образованы «временные суды» в составе судьи и двух заседателей (представителя от рабочих и представителя от солдат).

  3. В конце XIX – начале ХХ в. в праве происходит частичная либерализация, корни которой – в постреформенном периоде. Специфика: обилие подзаконных норм, обладающих обязательной силой. Новые источники права: постановления Совета министров и мнения Государственного Совета. Издаются временные правила.
Закон выражает общую волю трех субъектов: Государственной Думы, Государственного Совета и императора. Законы делятся на предписывающие и восполнительные, общие, местные, особенные и специальные. Закон не имеет обратной силы. Широко применяются толкования.
  Юридические лица: публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные (общества, товарищества, учреждения). Источники образования юридических лиц: соглашение нескольких лиц, специальное разрешение власти, регистрация. Новый субъект права – торгово-промышленное предприятие (трест, синдикат, концерн, акционерное общество).
  Развивается антимонополистическое уголовное законодательст-во.
Новое Уголовное уложение 1903 г. имеет четкое разделение на общую и особенную части.
  Преступление – «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергнут. Деление преступлений: тяжкое преступление, преступление, проступок. Субъект преступления – лицо, достигшее 10 лет. Закон устанавливает уменьшенную вменяемость, неосторожность, а также четко определяет соучастников, исполнителей, подстрекателей и пособников. Система наказаний упрощена: наказания делятся на главные, дополнительные и заменяющие. Новые составы преступлений: бунт против верховной власти, государственная измена, смута. При определении наказания суд учитывает сословную принадлежность преступника и жертвы.
  Особенности правовой политики в 1905 – 1914 гг.:
отмена выкупных платежей, подушной подати, круговой поруки;
предоставление крестьянам права свободного выхода из общины и закрепления надела в собственность в любое время;
увеличение площади крестьянского землевладения, расширение имущественных и избирательных прав крестьян;
законодательное обеспечение управленческой политики с установлением льгот переселенцам;
провозглашение единого права для всех подданных в отношении государственной службы.
   Нововведения в уголовном и административном законодательстве:
отмена прав закрытия изданий, предварительной цензуры и административного взыскания;
сокращение времени производства наиболее важных уголовных дел, предусмотрены санкции за сопротивление представителям власти;
изъятие должностных преступлений из административного производства;
введение военно-полевых судов (август 1906 г.);
установление наказаний за участие в забастовке, распространение ложных сведений о деятельности правительственных органов и должностных лиц;
запрещение деятельности политических обществ, управляемых из-за границы; образования политических обществ государственными служащими, объединения профсоюзов, антиобщественных собраний.
   В годы первой мировой войны (1914 – 1917 гг.) применяются чрезвычайные меры. Военно-промышленным комитетам предоставлено право прибегать к административному принуждению. Хозяйственно-управленческими функциями наделены особые совещания. Допускаются нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции. Запрещены некоторые сделки (с зерном, хлебом, керосином и т.д.). Введена военная цензура. Установлена повышенная ответственность за нарушение дисциплины в армии, уклонение от воинской повинности, сокрытие товаров и сырья и т.д.

   4. Законодательная деятельность Временного правительства неэффективна. Законы не исполняются, открыто саботируются Советами. Как законотворческие органы Государственная Дума и Государственный Совет теряют свои функции. Роль представительных органов выполняют Советы, издающие постановления и распоряжения в своих интересах. Формально высшей законодательной властью обладает Временное правительство – чисто исполнительный орган.
  Законодательство Российской Империи продолжает действовать почти в полном объеме. Тем не менее в правовую систему внесены некоторые существенные изменения:
из законодательства исключены статьи, касающиеся вероисповедальных, сословных и национальных атрибутов в праве собственности;
уравнены права субъектов обязательств во всех видах договоров;
снятием административного контроля облегчен процесс создания акционерных обществ;
выдвинуто на первое место документальное оформление брака, женщины уравнены в правах с мужчинами;
санкционирована политическая и общеуголовная амнистия (март 1917 г.), облегчен тюремный режим с выдвижением идеи «трудового воспитания», отменена смертная казнь (в июле восстановлена на фронте);
признаны равными процессуальные права всех сословий и национальностей, упразднено участие сословных представителей в процессе.


Источник: http://bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/45.htm
Категория: Мои статьи | Добавил: vataga (10.03.2011)
Просмотров: 2746 | Комментарии: 5 | Теги: Государство и право России в период | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 vataga  
0
Поцелуев Е.Л. Уголовное уложение 22 марта 1903 г.: Причины
принятия и история создания //Правоведение. - 2003. - № 3 (248). - С. 183 - 193.

Текст см. здесь

4 vataga  
0

3 vataga  
0

2 vataga  
0
Елисеев С. А. Преступления против собственности по Уголовному Уложению 1903 г. // Сибирский Юридический Вестник. - 2001. - № 4.

Уложение 1903 г. как известно, было последним кодифицированным уголовно-правовым актом Российской империи. Работа над ним длилась более двадцати лет. 30 апреля 1881 г., повелением императора Александра II был образован Комитет для составления проекта нового Уголовного уложения. В его составе была образована редакционная комиссия, которая к маю 1895г. разработала окончательный проект Уголовного уложения и 8 томов объяснительной записки к нему. В течение 1898-1902гг. проект рассматривался в Государственном совете. 22 марта 1903г. Николай II утвердил Уголовное уложение. В подписанном им указе говорилось, что срок вступления Уложения в действие будет определен впоследствии особым распоряжением. Однако в целом Уложение так и не было введено в действие – в 1904–1906, 1909, 1911гг. вступили в силу лишь отдельные его разделы (общая часть, некоторые главы из Особенной части о преступлениях против веры, верховной власти, о государственной измене, о должностных преступлениях). Уголовное уложение 1903г. в окончательной редакции состояло из 37 глав, включавших в себя 687 статей. Преступления против собственности предусматривались гл.гл.30-33.


1 vataga  
0

Имя *:
Email *:
Код *: