Тема 18. Государство и право в период социалистического реформизма и распада СССР (1985 – 1991 гг.)
1. Преобразования государственного устройства во второй половине 80-х гг. проходят в рамках социалистического реформирования. С целью повышения роли представительной системы в лице советов изменена система выборов в советские органы. Партийное руководство во главе с М.С. Горбачевым, с одной стороны, стремится к демократизации государственного устройства, с другой – всяческими путями пытается сохранить власть партийно-хозяйственной номенклатуры. Отражение противоречий – устройство власти. Оно громоздко, малоэффективно, медленно работает, вобрав в себя опыт многих десятилетий. В 1988 г. проведена конституционная реформа с восстановлением (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневой системы представительных органов: съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Учрежден пост Президента СССР. Возвращены непрямые, пропорциональные выборы в органы власти, призванные обеспечить в них преобладание коммунистов. Президент избирается съездом, а затем сам назначает премьер-министра. Передача некоторых функций партийного аппарата государственным органам – первый шаг в направлении разделения властей. В сложной борьбе происходит отмена одиозной статьи в Конституции СССР. Разнонаправленные и непродуманные реформы, не соответствующие требованиям времени, способствуют развалу партийно-государственного механизма, не создавая взамен эффективных рычагов государственного управления. Политическая либерализация и гласность способствуют консолидации движений за отказ от социалистического развития. Сторонники исправления курса теряют позиции в обществе и государстве. Преддверием развала становится раскол между «центром» и «местами» весной 1991 г. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР. Большинство населения страны высказалось за сохранение союзного государства, но руководство страны по-прежнему не могло найти новых демократических механизмов воздействия на союзные республики и дезинтеграция СССР продолжилась.
Прибалтийские республики провозглашают курс на отделение и выход из состава СССР. Начат процесс суверенизации и сепаратизации национальных образований. Забастовки шахтеров, передача предприятий в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в бюджет, неспособность «центра» отстоять свои позиции под давлением требований представителей союзных республик – участников совещания в Ново-Огареве, запрет деятельности парторганизаций на предприятиях и учреждениях – все это вызывает панику в кругах партийно-государственной элиты. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливается чрезвычайное положение, вводится цензура. Вслед за провалом путча восемь республик заявляют о своей независимости. Три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре признаны СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС оставляет свой пост и распускает ЦК. Деятельность КПСС приостановлена, а позже запрещена. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии договариваются о роспуске СССР. После этого упразднены все союзные структуры власти и управления.
2. Развитие права в середине 80-х – начале 90-х гг. характеризуется постепенными демократическими преобразованиями, попытками либерализовать социалистическую правовую систему. Общие особенности периода: • «война законов», начавшаяся с конца 80-х гг., – отказ государственных органов республик, объявивших о своем государственном суверенитете, применять те общесоюзные законы и иные акты высших органов государственной власти и управления, которые находились в противоречии с республиканскими декларациями; • утверждение института указов президентов.
Вместе с тем в 1988 г. вступает в действие Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», определивший экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений) и укреплявший государственную собственность на средства производства. Новые нормы предусматривают создание советов трудовых коллективов, выборность руководителей предприятий, замещение должностей специалистов на конкурсной основе, гарантии обеспечения права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Законами о занятости населения определен статус безработного и порядок выплаты пособия по безработице. Законодательство о порядке разрешения трудовых споров фиксирует право на забастовку. Введены дополнительные льготы и пособия по уходу за ребенком. В 1990 г. в СССР впервые вводится особая форма трудового договора – трудовой контракт. Уголовное право. Вводятся новые составы преступлений: • призывы к совершению преступлений против государства; • повреждение трубопроводов; • применение биологического оружия; • воспрепятствование деятельности конституционных органов власти; • выпуск в обращение неофициальных денежных знаков; • организация или участие в незаконных вооруженных формированиях; • похищение граждан, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу; • нарушение законодательства о референдуме, воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; • присвоение вверенного имущества, хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладение чужим недвижимым имуществом; • терроризм; • вовлечение несовершеннолетних в потребление наркотических веществ.
Из перечня государственных преступлений исключены: диверсия, преступления «против другого государства трудящихся», нарушение правил валютных операций. Из числа хозяйственных преступлений исключены: спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество.
|